Казахстан без сирот
мобильная версия
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам или позвонить на номер 1414 (звонок бесплатный).
E-mail: yurin@detdom.kz
«Я пойду, так как пойдут дети, или принцип маленьких шагов»

Приемная мама Татьяна Бородулина
Цели и реальность.
Вы решили взять в семью ребенка из Детского Дома - прекрасная цель. Вам так сильно хочется подарить ему всю свою любовь, семью, уют, свою заботу и нежность. Вам хочется вытащить его из системы и научить жить в обществе.
И вот уже позади вся беготня по инстанциями, сбор документов, выбор по базе “своего” ребенка, первое знакомства, встречи в Детском Доме. Наконец-то, вы дома со своим малышом. Вам совершенно не важно сколько ему лет - будь ему хоть один месяц, хоть 15 лет. Он - ваш малыш! Такой желанный, такой долгожданный!
А через некоторое время вы обнаруживаете, что он категорично отказывается от той пищи, которую вы ему приготовили. Что он панически боится улицы, темноты или закрытых помещений. Что ваш “малыш” оказывается курит и матерится. Мало того, у него уже был сексуальный опыт.
А еще он речь взрослого человека не воспринимает, вообще, для него это просто фон. И больше всего на свете он мечтает встретиться со своими кровными родственниками и уехать к ним.
Кроме все прочего вы обнаруживаете, что он укачивает себя перед сном, бьется головой об стену, грызет ногти и пальцы, жует одеяло и подушку. Часто под подушкой вы находите куски хлеба. Ест он реально без меры.
Учиться не хочет, да и не может по той причине, что 50-70% слов он не понимает. Он не знает их значения и, тем более, не знает как эти слова применяются. У него в голове перепутаны базовые понятия что такое хорошо и что такое плохо.
У вас появляется ощущение, что в вашей семье поселился “инопланетянин”.
Каждый новый день вам преподносит сюрприз за сюрпризом.
В результате таких “открытий” начинают появляться вопросы: За что хвататься? Как помочь ребенку, и надо ли помогать? Зачем я, вообще, в это ввязалась? Может к психологу? к репетитору? к невропатологу? Что же все таки мне делать с ним? Спасать! Развивать! Прививать! Учить! Наставлять! Лечить!
В результате, наваливаетесь вы на ребенка со всеми своими требованиями, обучениями, подтягиванием до нормы. Вы тащите ребенка к психологам, к репетиторам, устанавливаете ему кучу правил, заваливаете обязанностями. Причем, Вы хватаетесь за все и сразу.
И тут вам начинает казаться, что вы самая плохая мама на свете. Вы ничего не можете с этим поделать, ваши силы просто на исходе. Вас начинает беспокоит лишь один вопрос: “Есть ли свет в конце туннеля?”. В то же время и ребенок начинает проситься: “Верните меня в Детский Дом! Я не хочу жить с вами.”
Как так? Вы же так хотели ему помочь? У вас же два высших образования, а с ребенком не можете справиться? Когда вы брали, у вас же было так много-много любви. А теперь вам кажется, что ненавидите все, что делаете, и себя в том же числе. Опять у вас начинают появляться вопросы: Что делать дальше? Как не перегореть? Как организовать свою жизнь и жизнь ребенка, чтобы достигнуть цели?
Ответ прост: примените принцип маленьких шагов.
Суть принципа маленьких шагов.
Для начала, чтобы пошло любое дело у вас и ваших детей, давайте позаботимся, чтобы это дело было легким и для вас, и для ваших детей!
Легкое начало, посильные этапы - вот принцип достижения прекрасных стабильных результатов.
Первые дни и месяцы жизни в семье вам нужно не усложнять, а облегчать жизнь ребенка, да и свою тоже.
Выберите ту задачу, которую хотите решить в первую очередь. И в течение недели работайте над ней. Отмечайте каждый день результаты по ее достижению. Пусть ребенок в конце дня сам отметит свои успехи.
Первое. Наметьте цели вместе с ребенком. Например, вы хотите улучшить технику чтения. Ставим цель - ежедневно читать по 15 минут вслух. Выписывать незнакомые слова. Уточнять их значение у родителей или в толковом словаре.
Второе. Каждый день отмечайте успехи. Например, ты сегодня узнал значение 5 новых слов - это великолепно. Или, ты сегодня прочитал на два слова больше - супер!
Третье. Наметьте дальнейшие цели. Конкретизируйте их цифрами. Цифры должны подбадривать ребенка. Например, сегодня его техника чтения 50 слов в минуту. Поставьте цель к концу недели - 55 слов в минуту.
Самое главное двигаться к намеченному каждый день понемногу.
Сначала - конкретные цели! Далее - маленькие шаги и посильные этапы! А потом уже окончательный результат.
Как мы применяли этот принцип в семье.
Во-первых, вначале мы решили задачу с детскими страхами.
У нас был принцип - не культивировать страхи. Часто на детских площадках от родителей, бабушек, соседок можно услышать фразы: “Не лезь туда! Там высоко! А ты - боишься высоты!”
“Тебе страшно? Ведь карусель так сильно крутиться!”, “Не бегай! Ты упадешь!” и т.п. Эти и другие слова застревают в сердцах маленьких человечков, они сеют неуверенность и страх.
В результате культивирования страхов в детском возрасте, от младших школьников мы можем услышать: “Я не буду плавать - я боюсь воды!”, “Я не буду кататься на велосипеде - я боюсь упасть!”, “Я не смогу это сделать - у меня не получится!”
Поэтому мы с мужем стараемся вообще не акцентировать внимание на их страхах. Когда мы видим, что ребенок чего-то боится, мы не подчеркиваем это. Наша задача состоит в том, чтобы создать такие условия, когда наш малыш сможет преодолеть свой страх. Мы, наоборот, поддерживаем его словами: “Вау! Какой ты смелый! Ты забрался сегодня выше, чем вчера!” Даже если это всего лишь вторая ступенька шведской лестницы.
В этом и заключались наши первые шаги.
Как мы справились со страхом перед улицей.
Вначале наши дети панически боялись выходить на улицу. Поэтому, первое время, мы старались выводить их на улицу по-одному. Кто-то один со мной идет на улицу, двое остаются с папой и со старшей дочерью дома. Малыши крепко цеплялись за руку. Их маленькие пальчики впивались в ладонь. Тело начинало сотрясаться. Ты чувствуешь всем своим нутром страх, который передается от маленького человечка, идущего рядом. Здесь начинается обратный процесс, когда ты, как взрослый, передаешь свою уверенность ребенку. Для того, чтобы отвлечь его от страхов, ты переключаешь внимание.
“Смотри, смотри, - огоньки! Какие они яркие! Это улица! Здесь, по тротуару, ходят люди. И мы с тобой идем! А вот проезжая часть, там едут машины. Смотри, вон какая большая машина поехала - это грузовик. А вот маленькая машина! Машины не заезжают на тротуар, а пешеходы не выскакивают на проезжую часть. Ты - такой смелый! Давай перейдем дорогу. Смотри, у нас есть помощник! Это светофор! Он включает зеленый сигнал и показывает, что мы можем идти. Если же светофор включит красный свет,то мы будем стоять.”
Идем и разговариваем с малышом. И ты чувствуешь, как пальчики ослабляют хватку, как сердечко начинает биться ритмично, как нормализуется дыхание. Ты передаешь ему сигнал - мама рядом, я защищу тебя, я здесь.
Следующий этап: выходили гулять всей семьей, каждый малыш со “своим” взрослым. Мы даже и не заметили, как страх улицы исчез.
Такими же, маленькими шагами мы преодолевали страх воды и страх темноты, страх закрытых помещений и страх высоты. Каждый раз хвалили и ободряли, что они смелые, отважные, храбрые.
Обучение.
И в этой сфере мы также применили принцип маленьких шагов и посильных этапов.
Ох, как же нам хотелось, чтобы дети быстро догнали ребят, своего возраста. Мы стремились всеми своими силами, чтобы они были “не хуже других”. Но в развитии дети сильно отставали от своих сверстников. Которые уже языки учили, книжки читали, стихотворения наизусть рассказывали, а словарный запас наших малышей составлял 5-6 слов.
Пришлось покопаться и в себе. Найти, что смущает, почему так это волнует нас? Как всегда решение лежало на поверхности. Просто нам было очень важно мнение окружающих! Нам хотелось, чтобы наши дети среди сверстников чувствовали себя комфортно.
Поработав над собой, и отбросив все сравнения, все попытки научить всему и сразу, мы пошли так медленно, как идут дети.
Перестали ожидать каких-то выдающихся достижений. Вот тогда то и стал виден результат.
Вначале дети стали говорить, потом,месяца через три, научились различать цвета, раскрашивать картинки, играть игрушками, смотреть развивающие пятиминутные мультфильмы. Прогресс стал очевиден.
Не все шло гладко. Труднее всего дети усваивали счет. Изо дня в день в течение 1,5 лет мы учились считать до 10. Считали все, что можно: и конфеты, и печенья, и тарелки, и стулья, и машины, и людей, и животных. Но почему-то счет не шел! Пошли еще медленнее.
Освоили счет до двух, и все. “Ну что же,- подумала, я, - научатся считать, будет замечательно, а нет, так нет. Все равно каждый день будем продолжать считать предметы!” Стали считать до 3, потом до 5. И дальше снова - пауза. Числа путаются, не вспоминаются. Но мы не унываем - просто считаем и считаем.
И вот, в один прекрасный день самый младший поднялся в подъезде на пролет выше и,спускаясь, начал считать по-английски. Потом он повторил все по-русски. Через неделю все легко и быстро стали считать до 10.
Принцип маленьких шагов и посильных этапов принес свои плоды. Очень важно каждый день двигаться к намеченной цели.
Вскоре девочки, используя этот же принцип, освоили и чтение. Каждый день шли понемногу и только вперед.Не отстает от них и младший сынок. В 4,5 года он подошел ко мне с Букварем и сказал: “Мама, я хочу научиться читать!” Изо дня в день шаг за шагом он следовал к своей цели и уже к 5 годам освоил чтение.
Принцип “тише едешь дальше будешь” или принцип маленьких шагов дал свои результаты.
Зачем я это написала?
В первую очередь, чтобы самой помнить об этом принципе. Чтобы любое дело, а тем более такое непростое как приемное родительство, приносило свои плоды, радость и легкость.
Давайте же двигаться вперед так медленно, как идут дети, поощряя их ежедневные достижения и успехи. Радуясь их маленьким победам. Ставя посильные цели. Тогда все, что мы задумали, запланировали, ну или почти все, исполнится в их жизни.

 
Самые читаемые новости
Аружан Саин об избиении детей в интернатах: Не может быть, что никто не знал и не видел

11.06.2020
Она попросила правоохранительные давать оценку действиям каждого сотрудника с точки зрения недонесения, сокрытия преступлений и нарушения прав детей. Уполномоченный по правам ребёнка Аружан Саин высказалась по поводу случаев истязаний и избиений детей с различными...
Удочеренная казашка из США нашла свою маму в Казахстане.

09.06.2020
Удочеренная в 2001 году 20-летняя казашка Эйжа (или Асия) Бергер (Asia Berger) из США нашла свою биологическую маму. Девушка рассказала об этом в комментариях к посту Facebook. «Я воссоединилась со своей биологической матерью, и мы счастливы! Спасибо за помощь», —...
Усыновленный американцами мальчик из Казахстана нашел родных.

08.06.2020
Усыновленный американцами мальчик по имени Арман нашел в Казахстане свою семью. Об этом на своей странице в Facebook написал независимый журналист Женис Куспанов. Несколько дней назад в группе Kazakh American Association на странице в Facebook знакомая Армана из Казахстана Аида...
Что дает проект «Ребенок должен жить в семье», рассказал руководитель движения.

03.06.2020
Руководитель общественного движения «Ребенок должен жить в семье» Азамат Жаманчинов рассказал, в каком направлении работает данный проект и как помогают семьям, находящимся в трудной ситуации. Как сообщил Азамат Жаманчинов, общественное движение «Ребенок должен жить...
«Nur Otan» дал рекомендации по улучшению условий в детских домах – Бауыржан Байбек.

03.06.2020
Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек поздравил казахстанцев с Международным днем защиты детей. «Дорогие друзья, поздравляю с Международным днем защиты детей. Создание условий для полноценного развития и самореализации детей...
Более, чем в 3 раза сократилось количество воспитанников детдомов в РК.

03.06.2020
Количество воспитанников детских домов сократилось более, чем в три раза. О такой тенденции рассказал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. «Ежегодно в первый день июня отмечается Международный день защиты детей. День защиты детей – это напоминание об...
Безопасности воспитанников интернатов будет уделяться особое внимание.

03.06.2020
Работа Комиссий по делам несовершеннолетних будет меняться на всех уровнях. Об этом заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. «В рамках операции «Жусан» наше государство вернуло на родину тех детей, которые оказались в странах, где идет война....
Детдомов стало меньше в Казахстане.

02.06.2020
В Казахстане сократилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего детдомов в стране также стало меньше. Об этом сообщил исполняющий обязанности председателя Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки Казахстана Дулат Жекебаев. ...
Nur Otan начал работу по внесению изменений в законодательство в сфере защиты прав детей

28.05.2020
Вопрос безопасности детей является одним из самых проблемных в Казахстане. О начале работы над законодательством в сфере защиты прав детей поведала на своей странице в Facebook председатель Республиканского общественного совета по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей при партии...
Комплексную проверку детских социальных центров и домов проведут в Казахстане.

28.05.2020
В специальных социальных центрах и детских домах страны проведут комплексную проверку. Об этом сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, комментируя гибель четырех воспитанников Аягозского детского центра. «Во время заседания республиканской комиссии по защите...
Нашелся брат усыновленного из Казахстана американца.

22.05.2020
Парню, который накануне разместил пост о поиске родных, нашли брата. Отдел опеки УО ВКО установил родственные связи с родным братом Теодора Уолтона, нашел и передал котактные данные для связи напрямую. Кроме того в отделе опеки сообщили, что в данный момент проводится работа по...
Гибель четырех детей в Аягозе: масштабные проверки ожидаются в медико-социальных учреждениях РК.

22.05.2020
Министерство труда и социальной защиты населения РК инициировало проведение комплексного анализа деятельности 113 медико-социальных учреждений. Поводом для проведения внеплановых проверок послужила смерть четырех воспитанников Аягозского детского центра оказания специальных...
Все детдома в Казахстане закрыты на карантин, но воспитанники не скучают

14.05.2020
В Казахстане из-за карантина закрыты 109 детских домов. В детских домах Казахстана введен карантин по коронавирусу и ограничены любые внешние контакты. Как живут дети в вынужденном заточении. С 16 марта по всей республике действует чрезвычайное положение из-за...
«Мама с отчимом где-то»: родных потерявшихся во время карантина детей ищут в Алматы.

14.05.2020
Сотрудники центра адаптации несовершеннолетних в южной столице пытаются помочь шестерым детям, которых доставили полицейские. Дело в том, что они не смогли толком рассказать ничего о себе и своих родных. Как рассказали сотрудники центра, детей привезли еще два месяца назад – в марте....
Это не игрушки!

06.05.2020
С 1 июля 2020 года вступают в силу новые правила усыновления детей 27 декабря прошлого года глава государства подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального...