Казахстан без сирот
мобильная версия
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам или позвонить на номер 1414 (звонок бесплатный).
E-mail: yurin@detdom.kz
«Я пойду, так как пойдут дети, или принцип маленьких шагов»

Приемная мама Татьяна Бородулина
Цели и реальность.
Вы решили взять в семью ребенка из Детского Дома - прекрасная цель. Вам так сильно хочется подарить ему всю свою любовь, семью, уют, свою заботу и нежность. Вам хочется вытащить его из системы и научить жить в обществе.
И вот уже позади вся беготня по инстанциями, сбор документов, выбор по базе “своего” ребенка, первое знакомства, встречи в Детском Доме. Наконец-то, вы дома со своим малышом. Вам совершенно не важно сколько ему лет - будь ему хоть один месяц, хоть 15 лет. Он - ваш малыш! Такой желанный, такой долгожданный!
А через некоторое время вы обнаруживаете, что он категорично отказывается от той пищи, которую вы ему приготовили. Что он панически боится улицы, темноты или закрытых помещений. Что ваш “малыш” оказывается курит и матерится. Мало того, у него уже был сексуальный опыт.
А еще он речь взрослого человека не воспринимает, вообще, для него это просто фон. И больше всего на свете он мечтает встретиться со своими кровными родственниками и уехать к ним.
Кроме все прочего вы обнаруживаете, что он укачивает себя перед сном, бьется головой об стену, грызет ногти и пальцы, жует одеяло и подушку. Часто под подушкой вы находите куски хлеба. Ест он реально без меры.
Учиться не хочет, да и не может по той причине, что 50-70% слов он не понимает. Он не знает их значения и, тем более, не знает как эти слова применяются. У него в голове перепутаны базовые понятия что такое хорошо и что такое плохо.
У вас появляется ощущение, что в вашей семье поселился “инопланетянин”.
Каждый новый день вам преподносит сюрприз за сюрпризом.
В результате таких “открытий” начинают появляться вопросы: За что хвататься? Как помочь ребенку, и надо ли помогать? Зачем я, вообще, в это ввязалась? Может к психологу? к репетитору? к невропатологу? Что же все таки мне делать с ним? Спасать! Развивать! Прививать! Учить! Наставлять! Лечить!
В результате, наваливаетесь вы на ребенка со всеми своими требованиями, обучениями, подтягиванием до нормы. Вы тащите ребенка к психологам, к репетиторам, устанавливаете ему кучу правил, заваливаете обязанностями. Причем, Вы хватаетесь за все и сразу.
И тут вам начинает казаться, что вы самая плохая мама на свете. Вы ничего не можете с этим поделать, ваши силы просто на исходе. Вас начинает беспокоит лишь один вопрос: “Есть ли свет в конце туннеля?”. В то же время и ребенок начинает проситься: “Верните меня в Детский Дом! Я не хочу жить с вами.”
Как так? Вы же так хотели ему помочь? У вас же два высших образования, а с ребенком не можете справиться? Когда вы брали, у вас же было так много-много любви. А теперь вам кажется, что ненавидите все, что делаете, и себя в том же числе. Опять у вас начинают появляться вопросы: Что делать дальше? Как не перегореть? Как организовать свою жизнь и жизнь ребенка, чтобы достигнуть цели?
Ответ прост: примените принцип маленьких шагов.
Суть принципа маленьких шагов.
Для начала, чтобы пошло любое дело у вас и ваших детей, давайте позаботимся, чтобы это дело было легким и для вас, и для ваших детей!
Легкое начало, посильные этапы - вот принцип достижения прекрасных стабильных результатов.
Первые дни и месяцы жизни в семье вам нужно не усложнять, а облегчать жизнь ребенка, да и свою тоже.
Выберите ту задачу, которую хотите решить в первую очередь. И в течение недели работайте над ней. Отмечайте каждый день результаты по ее достижению. Пусть ребенок в конце дня сам отметит свои успехи.
Первое. Наметьте цели вместе с ребенком. Например, вы хотите улучшить технику чтения. Ставим цель - ежедневно читать по 15 минут вслух. Выписывать незнакомые слова. Уточнять их значение у родителей или в толковом словаре.
Второе. Каждый день отмечайте успехи. Например, ты сегодня узнал значение 5 новых слов - это великолепно. Или, ты сегодня прочитал на два слова больше - супер!
Третье. Наметьте дальнейшие цели. Конкретизируйте их цифрами. Цифры должны подбадривать ребенка. Например, сегодня его техника чтения 50 слов в минуту. Поставьте цель к концу недели - 55 слов в минуту.
Самое главное двигаться к намеченному каждый день понемногу.
Сначала - конкретные цели! Далее - маленькие шаги и посильные этапы! А потом уже окончательный результат.
Как мы применяли этот принцип в семье.
Во-первых, вначале мы решили задачу с детскими страхами.
У нас был принцип - не культивировать страхи. Часто на детских площадках от родителей, бабушек, соседок можно услышать фразы: “Не лезь туда! Там высоко! А ты - боишься высоты!”
“Тебе страшно? Ведь карусель так сильно крутиться!”, “Не бегай! Ты упадешь!” и т.п. Эти и другие слова застревают в сердцах маленьких человечков, они сеют неуверенность и страх.
В результате культивирования страхов в детском возрасте, от младших школьников мы можем услышать: “Я не буду плавать - я боюсь воды!”, “Я не буду кататься на велосипеде - я боюсь упасть!”, “Я не смогу это сделать - у меня не получится!”
Поэтому мы с мужем стараемся вообще не акцентировать внимание на их страхах. Когда мы видим, что ребенок чего-то боится, мы не подчеркиваем это. Наша задача состоит в том, чтобы создать такие условия, когда наш малыш сможет преодолеть свой страх. Мы, наоборот, поддерживаем его словами: “Вау! Какой ты смелый! Ты забрался сегодня выше, чем вчера!” Даже если это всего лишь вторая ступенька шведской лестницы.
В этом и заключались наши первые шаги.
Как мы справились со страхом перед улицей.
Вначале наши дети панически боялись выходить на улицу. Поэтому, первое время, мы старались выводить их на улицу по-одному. Кто-то один со мной идет на улицу, двое остаются с папой и со старшей дочерью дома. Малыши крепко цеплялись за руку. Их маленькие пальчики впивались в ладонь. Тело начинало сотрясаться. Ты чувствуешь всем своим нутром страх, который передается от маленького человечка, идущего рядом. Здесь начинается обратный процесс, когда ты, как взрослый, передаешь свою уверенность ребенку. Для того, чтобы отвлечь его от страхов, ты переключаешь внимание.
“Смотри, смотри, - огоньки! Какие они яркие! Это улица! Здесь, по тротуару, ходят люди. И мы с тобой идем! А вот проезжая часть, там едут машины. Смотри, вон какая большая машина поехала - это грузовик. А вот маленькая машина! Машины не заезжают на тротуар, а пешеходы не выскакивают на проезжую часть. Ты - такой смелый! Давай перейдем дорогу. Смотри, у нас есть помощник! Это светофор! Он включает зеленый сигнал и показывает, что мы можем идти. Если же светофор включит красный свет,то мы будем стоять.”
Идем и разговариваем с малышом. И ты чувствуешь, как пальчики ослабляют хватку, как сердечко начинает биться ритмично, как нормализуется дыхание. Ты передаешь ему сигнал - мама рядом, я защищу тебя, я здесь.
Следующий этап: выходили гулять всей семьей, каждый малыш со “своим” взрослым. Мы даже и не заметили, как страх улицы исчез.
Такими же, маленькими шагами мы преодолевали страх воды и страх темноты, страх закрытых помещений и страх высоты. Каждый раз хвалили и ободряли, что они смелые, отважные, храбрые.
Обучение.
И в этой сфере мы также применили принцип маленьких шагов и посильных этапов.
Ох, как же нам хотелось, чтобы дети быстро догнали ребят, своего возраста. Мы стремились всеми своими силами, чтобы они были “не хуже других”. Но в развитии дети сильно отставали от своих сверстников. Которые уже языки учили, книжки читали, стихотворения наизусть рассказывали, а словарный запас наших малышей составлял 5-6 слов.
Пришлось покопаться и в себе. Найти, что смущает, почему так это волнует нас? Как всегда решение лежало на поверхности. Просто нам было очень важно мнение окружающих! Нам хотелось, чтобы наши дети среди сверстников чувствовали себя комфортно.
Поработав над собой, и отбросив все сравнения, все попытки научить всему и сразу, мы пошли так медленно, как идут дети.
Перестали ожидать каких-то выдающихся достижений. Вот тогда то и стал виден результат.
Вначале дети стали говорить, потом,месяца через три, научились различать цвета, раскрашивать картинки, играть игрушками, смотреть развивающие пятиминутные мультфильмы. Прогресс стал очевиден.
Не все шло гладко. Труднее всего дети усваивали счет. Изо дня в день в течение 1,5 лет мы учились считать до 10. Считали все, что можно: и конфеты, и печенья, и тарелки, и стулья, и машины, и людей, и животных. Но почему-то счет не шел! Пошли еще медленнее.
Освоили счет до двух, и все. “Ну что же,- подумала, я, - научатся считать, будет замечательно, а нет, так нет. Все равно каждый день будем продолжать считать предметы!” Стали считать до 3, потом до 5. И дальше снова - пауза. Числа путаются, не вспоминаются. Но мы не унываем - просто считаем и считаем.
И вот, в один прекрасный день самый младший поднялся в подъезде на пролет выше и,спускаясь, начал считать по-английски. Потом он повторил все по-русски. Через неделю все легко и быстро стали считать до 10.
Принцип маленьких шагов и посильных этапов принес свои плоды. Очень важно каждый день двигаться к намеченной цели.
Вскоре девочки, используя этот же принцип, освоили и чтение. Каждый день шли понемногу и только вперед.Не отстает от них и младший сынок. В 4,5 года он подошел ко мне с Букварем и сказал: “Мама, я хочу научиться читать!” Изо дня в день шаг за шагом он следовал к своей цели и уже к 5 годам освоил чтение.
Принцип “тише едешь дальше будешь” или принцип маленьких шагов дал свои результаты.
Зачем я это написала?
В первую очередь, чтобы самой помнить об этом принципе. Чтобы любое дело, а тем более такое непростое как приемное родительство, приносило свои плоды, радость и легкость.
Давайте же двигаться вперед так медленно, как идут дети, поощряя их ежедневные достижения и успехи. Радуясь их маленьким победам. Ставя посильные цели. Тогда все, что мы задумали, запланировали, ну или почти все, исполнится в их жизни.

 
Самые читаемые новости
Мальчик - «маугли» из Кызылорды обрел семью

16.03.2020
Голодного и замерзшего мальчика несколько месяцев назад нашли в дачном поселке, 9-летний ребенок скитался один и прятался от людей. Судьба одинокого мальчика, которого нашли в дачном поселке близ Кызылорды, кардинальным образом изменилась. Он нашел маму, правда, приемную....
Время и терпение (из дневника опекуна)

16.03.2020
"Я говорил супруге о том, как сильно изменился один из детей. Его как будто подменили. Выслушав меня, супруга ответила: «А помните, как было трудно с ним, вы говорили: что же из него вырастет?». Действительно, казалось, ребёнок ничего...
120 человек искали сбежавших из детской деревни подростков в ВКО

16.03.2020
Полицейские Усть-Каменогорска возвратили двоих несовершеннолетних в детскую деревню. «11 марта около 9:00 утра на канал «102» поступило сообщение, что двое воспитанников детской деревни самовольно покинули территорию детской деревни. После получения вызова по тревоге был...
Мужчину в Павлодарской области арестовали за плохое воспитание сына

11.03.2020
Полицейские Баянаульского района завели административное производство в отношении 44-летнего сельчанина, который ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по воспитанию 14-летнего сына, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу ДП Павлодарской области. ...
Сбежавшего из Детской деревни в Нур-Султане подростка поставили на учет в полиции

11.03.2020
Столичными полицейскими в ходе поисковых мероприятий найден несовершеннолетний воспитанник SOS Детской деревни. Напомним, об исчезновении 15-летнего юноши стало известно со слов координатора волонтеров Нур-Султана Lider.kz Ольги Тультаевой. Как оказалось, подросток и ранее...
В Таразе многодетные семьи и дети-сироты получили ключи от квартир

11.03.2020
Построенный в Таразе по программе «Нұрлы жер» новый жилой дом введен в эксплуатацию к Международному женскому дню. Как сообщили в пресс-службе главы региона, в новом 15-м микрорайоне областного центра сдан в эксплуатацию 80-квартирный многоэтажный жилой дом. В новом доме...
Расскажи мне, обо мне...(из дневника опекуна).

11.03.2020
"Ко мне подошел один из детей, сказав что хочет поговорить. Мы пошли в столовую и сели за стол, напротив друг друга. Какое-то время мы сидели молча, я наблюдал за ним, пытаясь понять, о чем именно он хочет поговорить. «Скорее всего, из-за семейного совета», думал я, на...
Попечители «Ана үйi» увеличили поддержку Нацагентства по усыновлению.

11.03.2020
Бизнесмены - попечители ОФ "Ана үйi" в три раза увеличат финансирование Национального агентства по усыновлению (НАУ) в 2020 году. Такое решение было принято на заседаниях попечительского совета, которые прошли на днях в Алматы и в...
Аким столицы встретился с детьми-сиротами

11.03.2020
Аким столицы Алтай Кульгинов встретился с выпускниками детских домов, которые стоят в очереди на получение жилья по категориям «Дети-сироты» и «Дети, оставшиеся без попечения родителей». На личном приёме акима каждый озвучил волнующие вопросы: жилищные, получение...
Помощь сиротам и многодетным семьям оказали карагандинские полицейские.

11.03.2020
В День благодарности подразделения Департамента полиции Карагандинской области провели ряд благотворительных акций. В этот праздничный день сотрудники Управления полиции города Жезказган навестили ребятишек детского дома имени Маруы Кулышевой. Шефство над этим образовательным...
В Актобе бывшие детдомовцы предъявили акимату претензии Актюбинские выпускники детских домов сегодня возмущались распределением льготного жилья. Сироты уже по 10 лет стоят в очереди, и конца ее не видно.

25.02.2020
Анастасия Теплова: – Я встала 913-я на очередь жилья. Сейчас я стою 631-я. Вот за эти восемь лет прошло даже меньше 300 человек. Такое ощущение, что очередь движется, только когда люди выбывают со списка – либо умирают, либо пропадают без вести. Порядка 20 сирот сегодня...
Более 1800 детей-сирот не могут получить жилье в Уральске

25.02.2020
Бывшие воспитанники детских домов Уральска пожаловались на нелегкую ситуацию с обеспечением жильем. Некоторые из бывших воспитанников детских домов живут в Доме юношества "Шанырак". Но там уже 60 человек перешагнули 29-летний возрастной рубеж. По закону им не положено здесь...
Татьяна Семёнова: Активность участия бизнеса в решении социальных проблем общества растёт.

25.02.2020
258 детей с тяжёлыми диагнозами смогли получить лечение в зарубежных клиниках в 2019 году. Общественный фонд "Добровольное общество "Милосердие" – это команда неравнодушных людей, объединённых благородной целью помощи детям, оказавшимся в трудной...
«Бала – ұнамай қалса, кері өткізетін тауар емес». Бала асырап алу агенттігі бұл мәселені қалай шешеді?

25.02.2020
Қазақстанда 107 балалар үйі бар, тәрбиеленушілер саны – 4 606 / Сурет shutterstock.com сайтынан алынды Соңғы 5 жылда асырауға алынған 200-ден астам бала балалар үйіне кері қайтарылған. Жетім балалардың тағдыры – бүгінгі күннің мәселесі емес. Дегенмен, бұл...
Из детского дома – на улицу: астанчане помогли двум бездомным сиротам.

25.02.2020
Астанчан шокировал случай с двумя сиротами – выпускниками детского дома, которые зимой оказались на улице без жилья и работы. О двух парнях, неприкаянно бродивших ночью по улицам, в одной из столичных групп в Facebook рассказала жительница города по имени Светлана. По...