Казахстан без сирот
мобильная версия
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам или позвонить на номер 1414 (звонок бесплатный).
E-mail: yurin@detdom.kz
Как бороться не с ребенком, а c его агрессией? Советы родителей и психологов

Инна Пасечник, психолог:

«За любыми действия ребенка стоят эмоциональные трудности. Задача родителя — разобраться в причинах. У ребенка не так много способов дать взрослому понять, что «со мной что-то не так». Основной способ подачи сигнала — нарушение поведения: истерики, агрессия по отношению к чужим, к себе.

Родители также должны учитывать особенности развития ребенка. К примеру, синдром дефицита внимания или гиперактивности. Предположим, у ребенка нет особенностей в развитии, при этом проявляются вспышки агрессии. Как распознать причины?

Родителям необходимо понять, как протекала его жизнь в предыдущей (приемной или кровной) семье. Возможно, там имело место физическое насилие. И ребенок, как бы готовясь к повторению подобного сценария, в новой семье первым начинает проявлять агрессию. Идет в наступление,  делая для себя ситуацию более предсказуемой.

Другая ситуация: недоверие. С помощью агрессии ребенок пытается установить контроль над взрослыми, захватить власть в семье. Он пытается сделать так, чтобы взрослые выполняли его требования. Как правило, это временный протест. С пяти лет ребенок, выросший в определенных условиях, уже понимает, что лучше самому отвечать за свою жизнь, а всех окружающих — максимально контролировать.

Возможна и такая ситуация: ребенок был привязан к каким-то взрослым, а они его обижали и предавали. И когда он начинает привязываться к приемным родителям, то одновременно создает дистанцию, не давая себе полюбить их.

Вспышки агрессии происходят, как правило, в подростковом возрасте. Ребенок начинает задавать себе вопрос: «Кто я?», чувствует тоску, неуверенность, неудовлетворенность. Он пытается внутренние непонятные эмоции выразить в конкретные действия: начинает орать, родители реагируют. Подросток обижается, и у него внутри возникает совершенно понятное и конкретное чувство обиды. Он не в состоянии осознать и выразить его словами. А родители не всегда могут заметить тонкие вещи и связать события с поведением ребенка.

В моей практике была история, когда ребенок из одной приемной семьи перешел в другую. Но контакт с прежней приемной мамой остался. И ребенок по-прежнему любил ее. Вторая приемная мама взяла на лето козу у первой приемной мамы, а в конце лета козу отправили обратно.

И в этот момент ребенка просто выносит психологически. Ведь сначала его забрали из одной семьи в другую, потом на лето привезли козу от первой приемной мамы, а через какое-то время эту козу вернули обратно. Взяли-забрали, взяли-забрали. Казалось бы, ничего страшного, это всего лишь животное, ни один взрослый не обратит внимания на такую историю. Однако в сознании детей даже очень незначительные эпизоды могут вызывать большой резонанс.

Дети начинают остро реагировать на неудачи в учебе. Если ребенок чувствует себя неуспешно в школе, то почти всегда переживает. Даже если вам говорит, что ему все равно. Школа — первый социальный институт, в котором происходит оценка качества. Когда ты приходишь в школу и все время чувствуешь, что ты – плохой, то рано или поздно сорвешься. Важно заметить, что у детдомовцев самооценка очень низкая, их проще «загнать в угол».

Еще один аспект: биография биологических родителей. К примеру, если биологический отец ребенка сидел в тюрьме за нанесение тяжких телесных повреждений, и приемному ребенку часто об этом напоминают окружающие, то постепенно он начинает ассоциировать себя с кровным отцом и вести себя соответствующим образом. В такой ситуации подросток со временем пустится во все тяжкие.

Потому что, с одной стороны, ребенок нуждается в том, чтобы приемные родители принимали его историю жизни, а с другой — ему нужно помочь выстроить его идентичность. Таким образом, родители, сами того не желая, как раз и помогают выстроить идентичность, но совсем не такую, как хотелось бы.

Задача родителей: нужно разговаривать с подростком, не угрожать ему возвратом в детдом, но и говорить о том, что его действия могут привести к определенным последствиям. Мы должны попытаться замечать изменения в его поведении до того момента, когда случится истерика. Нам важно, чтобы ребенок получал адекватную реакцию на его чувства не в тот момент, когда происходит конфликт, а гораздо раньше».


Таисия Лотарева, психолог:

«Часто родителей волнует проблема агрессивного поведения приемного ребенка. Ребенок дерется с детьми, говорит грубые слова родителям, агрессивен по отношению к себе (обвиняет себя, бьется головой об пол и т.д.).

Причиной агрессивного поведения ребенка всегда является чувство тревоги, угрозы безопасности. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть это чувство, приемным родителям необходимо вооружиться определенными знаниями и умениями.

В процессе воспитания агрессивного ребенка очень легко «заразиться» гневом и страхом или, как часто бывает, разочароваться и потерять надежду на то, что можно исправить его поведение. От растерянности и злости родители, порой, прибегают к наказаниям и угрозам.

1. Начинаем с осознания.

С помощью психолога можно спокойно проанализировать ситуацию и разобраться в том, что происходит с ребенком и с родителями, и почему.

2. Обеспечиваем безопасность.

Вводим правило: «Не вредить». Демонстрируем ребенку запрет на причинение вреда себе и сами отказываемся от угроз и наказаний. Становимся защитниками для себя и для ребенка.

3. Играем.

Чувство безопасности ребенку помогает сформировать положительно заряженный эмоциональный контакт со взрослым. В игре можно побеседовать и поиграть с Бабой Ягой, Монстром и другими пугающими персонажами, выстроить крепость и привлечь союзников!

4. Предвосхищаем.

Озвучиваем ребенку план на день, неделю, рассказываем обо всем, что его ожидает: дома, в детском саду, в школе, в поликлинике, в гостях, на прогулке… Чувство неопределенности усиливает тревогу и, как следствие, агрессивное поведение.

5. Хвалим.

Агрессивные дети чаще получают от окружающих людей порицания и критику, из-за чего у них формируется негативное отношение к себе и злость на себя и окружающих. Из роли «плохого» гораздо легче переходить к агрессивным действиям.

Поэтому очень важно хвалить ребенка, когда он смог договориться или уступить игрушку, когда он поставил вещь на место, построил башню. Даже за самые незначительные, но правильные действия и поступки ребенка надо хвалить».

Источник: https://changeonelife.ru/2018/10/10/kak-borot-sya-ne-s-rebenkom-c-ego-agressiej-sovety-roditelej-psihologov/

Самые читаемые новости
Что дает проект «Ребенок должен жить в семье», рассказал руководитель движения.

03.06.2020
Руководитель общественного движения «Ребенок должен жить в семье» Азамат Жаманчинов рассказал, в каком направлении работает данный проект и как помогают семьям, находящимся в трудной ситуации. Как сообщил Азамат Жаманчинов, общественное движение «Ребенок должен жить...
«Nur Otan» дал рекомендации по улучшению условий в детских домах – Бауыржан Байбек.

03.06.2020
Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек поздравил казахстанцев с Международным днем защиты детей. «Дорогие друзья, поздравляю с Международным днем защиты детей. Создание условий для полноценного развития и самореализации детей...
Более, чем в 3 раза сократилось количество воспитанников детдомов в РК.

03.06.2020
Количество воспитанников детских домов сократилось более, чем в три раза. О такой тенденции рассказал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. «Ежегодно в первый день июня отмечается Международный день защиты детей. День защиты детей – это напоминание об...
Безопасности воспитанников интернатов будет уделяться особое внимание.

03.06.2020
Работа Комиссий по делам несовершеннолетних будет меняться на всех уровнях. Об этом заявил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. «В рамках операции «Жусан» наше государство вернуло на родину тех детей, которые оказались в странах, где идет война....
Детдомов стало меньше в Казахстане.

02.06.2020
В Казахстане сократилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего детдомов в стране также стало меньше. Об этом сообщил исполняющий обязанности председателя Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки Казахстана Дулат Жекебаев. ...
Nur Otan начал работу по внесению изменений в законодательство в сфере защиты прав детей

28.05.2020
Вопрос безопасности детей является одним из самых проблемных в Казахстане. О начале работы над законодательством в сфере защиты прав детей поведала на своей странице в Facebook председатель Республиканского общественного совета по вопросам семьи, женщин и защиты прав детей при партии...
Комплексную проверку детских социальных центров и домов проведут в Казахстане.

28.05.2020
В специальных социальных центрах и детских домах страны проведут комплексную проверку. Об этом сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, комментируя гибель четырех воспитанников Аягозского детского центра. «Во время заседания республиканской комиссии по защите...
Нашелся брат усыновленного из Казахстана американца.

22.05.2020
Парню, который накануне разместил пост о поиске родных, нашли брата. Отдел опеки УО ВКО установил родственные связи с родным братом Теодора Уолтона, нашел и передал котактные данные для связи напрямую. Кроме того в отделе опеки сообщили, что в данный момент проводится работа по...
Гибель четырех детей в Аягозе: масштабные проверки ожидаются в медико-социальных учреждениях РК.

22.05.2020
Министерство труда и социальной защиты населения РК инициировало проведение комплексного анализа деятельности 113 медико-социальных учреждений. Поводом для проведения внеплановых проверок послужила смерть четырех воспитанников Аягозского детского центра оказания специальных...
Все детдома в Казахстане закрыты на карантин, но воспитанники не скучают

14.05.2020
В Казахстане из-за карантина закрыты 109 детских домов. В детских домах Казахстана введен карантин по коронавирусу и ограничены любые внешние контакты. Как живут дети в вынужденном заточении. С 16 марта по всей республике действует чрезвычайное положение из-за...
«Мама с отчимом где-то»: родных потерявшихся во время карантина детей ищут в Алматы.

14.05.2020
Сотрудники центра адаптации несовершеннолетних в южной столице пытаются помочь шестерым детям, которых доставили полицейские. Дело в том, что они не смогли толком рассказать ничего о себе и своих родных. Как рассказали сотрудники центра, детей привезли еще два месяца назад – в марте....
Это не игрушки!

06.05.2020
С 1 июля 2020 года вступают в силу новые правила усыновления детей 27 декабря прошлого года глава государства подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального...
10 родителей ограничили в правах с начала года в Павлодарской области

06.05.2020
В павлодарском селе полиция увезла в вытрезвитель мать и бабушку двух маленьких детей. О том, что в семье пьянствуют и не занимаются детьми, в правоохранительные органы сообщили соседи. «Обеспокоенные жители села Жетекши города Павлодар сообщили в полицию о соседке, которая...
Жительницу Павлодара могут лишить родительских прав за езду в нетрезвом виде

06.05.2020
Жительницу Павлодара, уличенную в вождении в нетрезвом виде, могут лишить родительских прав, передает корреспондент Tengrinews.kz. Как рассказали в полиции, автомашину под управлением 30-летней женщины сотрудники задержали поздней ночью на одной из улиц Павлодара. ...
Мальчик - «маугли» из Кызылорды обрел семью

16.03.2020
Голодного и замерзшего мальчика несколько месяцев назад нашли в дачном поселке, 9-летний ребенок скитался один и прятался от людей. Судьба одинокого мальчика, которого нашли в дачном поселке близ Кызылорды, кардинальным образом изменилась. Он нашел маму, правда, приемную....