Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
Коллективное бессознательное: почему выпускники детдомов не привыкли к самостоятельности?


Выпускники детских домов часто не готовы к самостоятельной взрослой жизни. Особая проблема – их слабохарактерность. Они не умеют противостоять манипуляциям и часто становятся жертвами или криминальных личностей, или произвола правоохранителей, или обмана в бытовых или рабочих ситуациях. Без значимого взрослого рядом детдомовцу трудно получить важные навыки взаимодействия с людьми. 

После выпуска из учреждений сироты сбиваются в «стаи»: так им привычнее. Фото stapravda.ru

«Виктимные люди»

Дети в детских домах не успевают научиться быть самостоятельными. За них решают, что они будут есть, что им надеть, когда сесть за уроки. Откуда взяться навыкам принятия собственных решений?

«Есть разные примеры, и на ситуацию влияет много факторов, — замечает Яна Леонова, исполнительный директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь». – Это и характер ребенка, и наличие опыта жизни в семье, и срок пребывания в организации для детей-сирот, и окружение, и персонал. Ребенок проводит в учреждении по сути самое важное для развития и накопления опыта время, но существующая сейчас система не обеспечивает всех его нужд в этом процессе. Многие дети не способны решать свои вопросы с квартирами, деньгами, часто становятся участниками преступлений по незнанию. К примеру, есть случай, когда подросток прописал в свою квартиру несколько человек за деньги, сейчас он под следствием, потому что это — уголовно наказуемое деяние. Незнание, конечно, не освобождает от ответственности, но понимание того, что мы имеем дело с «человеком с другой планеты» — важно».

По наблюдениям психологов, такие виктимные люди чаще всего и становятся жертвами произвола правоохранителей или насилия преступных элементов, попадают в преступные группы или становятся наркоманами, например. Ведь дети, которые росли, учились, отдыхали, несли ответственность за проступки коллективно, с трудом могут научиться жить самостоятельно. Поэтому часто после выпуска из учреждений они сбиваются в «стаи»: так им привычнее.

Читать также: интервью с Максимом Даниловым, основателем проекта «Моя жизнь после детского дома»

«Они быстро понимают роли друг друга и чувствуют себя в своей среде. То, чему обычные родители учат своих детей, совершенно не замечая этого — походы в поликлиники, совершение покупок, коммуникации с людьми, — для многих детей из детских домов было недоступно», — замечает Яна Леонова. Действительно, выпускники детских домов часто не владеют полным спектром навыков проживания, они плохо знают собственные права и обязанности, не знакомы с инфраструктурой, не понимают процессов выстраивания планов собственных действий.

«В результате момент выхода из учреждения для многих подростков становится фатальным. Больше никто за руку не отводит к врачу, не договаривается за тебя, не приносит постиранное белье, не дарит подарков… Это, безусловно новый стресс для молодого человека, и не каждый с ним справляется», — отмечает Яна Леонова.

Социальной адаптации к жизни в мире в замкнутой структуре быть не может. «Если за ребенка принимают решения, то потом, когда выпускники детских домов попадают, наконец, в условия свободы, их охватывает паника: они не знают, как действовать в этой взрослой жизни. Нельзя научиться плавать вне воды: нельзя научиться самостоятельно принимать решения, если за тебя все решает режим детского дома и воспитатели, нельзя научиться разделять взрослых, которых надо слушать, и тех, которых слушать не надо, если у тебя нет близкого взрослого. В любом случае, нахождение в учреждении должно быть мерой временной, иначе дети теряют ощущение обычной жизни в мире», — убеждена Елена Альшанская, директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

«Безграничное» общение

выпскДД3

Выпускники получают квартиры. Как они распорядятся жильем? Фото tula.kp.ru

«Они выходят из детских домов совершенно беззащитные, не знающие своих прав, не умеющие распоряжаться деньгами, абсолютно дезориентированные в социуме. Этакие инопланетяне, — рассказывает Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда «Арифметика добра». – К примеру, один такой молодой человек поделил мир на «наш» (это там, где свои правила и законы) и «ваш» (где царят нормы, правила общества)».

Психолог поясняет, что, обладая высокой степенью ведомости, отсутствием инициативы, в некоторых случаях виктимности и зависимости от другого, выпускники детских домов очень быстро становятся жертвами мошенников, нечестных сотрудников полиции, вымогателей, представителей криминала.

Вот один из примеров: подопечному Ване наставники помогали правильно распоряжаться своими деньгами. Ваня ежемесячно получает стипендию в колледже. Однажды было решено обновить его гардероб к весне. Наставники вместе с Ваней написали список покупок, все посчитали, поехали, купили все, что хотел Ваня, и даже деньги остались. Потом он пропал на неделю, а приехал очень модно одетый, и совсем в других вещах, не в тех, что покупали вместе. Оказалось, ему одолжил деньги какой-то незнакомый человек, и как отдавать ему теперь эту сумму, Ваня не знает. Этот вопрос вообще не приходил ему в голову.

«Выпускники рассказывают, что накануне выхода из детского дома, перед восемнадцатилетием откуда не возьмись появляются какие-то дяди, тети, другие «родственники» и знакомые. И понятно, что не с целью помочь: впереди выпускника ждет квартира и накопленные деньги. И хорошо, если у выпускника рядом оказывается значимый взрослый, который может защитить от мошенников, — замечает Наталия Мишанина. — И если выпускники с сохранным интеллектом нередко оказываются легкой жертвой обмана, то что говорить о ребятах с ослабленным интеллектом, которые вообще теряются в нашем мире?».

Выпускники детских домов привыкли жить в ситуации, когда за них все решают взрослые, отмечает Елена Альшанская. В итоге, попав в двусмысленную ситуацию, например, оказавшись «заложниками» в полиции (часто на выпускников детских домов, зная их беззащитность, «навешивают» нераскрытые преступления), они подписывают все, что им дают и говорят, искренне думая, что это правильно, что так и надо. Ведь все годы до этого такой ребенок находился в условиях, где основным правилом жизни было послушание, подчинение режиму системы, объясняет Альшанская.

А разве ребенок, живущий в семье, лучше учится самостоятельности? Дело в том, что в семье мы взращиваем в ребенке ответственность за собственную жизнь и постепенно, когда он подрастает, даем ему все больше свободы для проявления этой ответственности. Сначала он сам начинает ходить в школу, потом может отправиться за покупками магазин, вот он уже отправился один в гости и так далее.

Смотреть также видеозапись вебинара: «Выход в самостоятельную жизнь детей из приемных семей или из интернатных учреждений»

Кроме того, напоминает Елена Альшанская, ребенок в семье понимает разницу: вот его семья, его близкие взрослые, которые для него — авторитет, и есть другие люди, с которыми у него строятся иные взаимоотношения. И посторонние взрослые не могут указывать, что ему делать. Так определяются границы. А в детском доме у ребенка нет представлений о таком правильном взаимодействии с окружающим миром. Сюда еще накладывается и текучка кадров, и перемещения детей из одного детского дома в другой, и приезды спонсоров с их подарками и объятиями – перед глазами ребенка настоящий калейдоскоп людей.

А еще в детском доме не запрещают, а иногда даже и поощряют называть всех подряд «мамами», напоминает Елена Альшанская, хотя в нашем мире это слово принадлежит одному и только самому близкому человеку, оно не может распространяться на посторонних. «В итоге ребенок не чувствует границ, все чужие и свои одновременно, а не получая вовремя нужной ему меры самостоятельности — не умеет контролировать свою жизнь», — говорит она.

«Важна проактивная позиция взрослых, которые рядом»

выпскДД2

«Для ребенка важно иметь хотя бы одного постоянного взрослого, заинтересованного в нем лично». Фото — gp.by

Если ребенка из детского дома не получается вернуть в кровную семью, и у него так и не появляется приемной семьи, то помочь ему может наставничество. «Для ребенка важно иметь хотя бы одного постоянного взрослого, заинтересованного в нем лично, а не приходящего к нему на работу, — отмечает Альшанская. — Не для игр или для прогулок в зоопарк, а для того, чтобы помочь ребенку разобраться с жизненно важными вопросами: выбором образования, выбором работы, обустройством квартиры, пониманием границ в общении с незнакомыми людьми».

Яна Леонова считает, что каждому взрослому, независимо от того, где и с кем он работает, нужно быть открытым новым знаниям и новому опыту. Это определяет успешность многих инициатив в принципе. Сейчас многие НКО реализуют в детских учреждениях программы, направленные на то, чтобы персонал посмотрел на своих детей не с точки зрения «плохо ведет себя — надо наказать», а с позиции, что ребенок плохо ведет себя потому, что с ним что-то не так, его что-то беспокоит.

«Учитывая тот факт, что мало где в учреждениях помогают детям пережить их огромные трагедии, приходится иметь дело с тем, что горе находит свой выход. Не учитывая этого, не обучаясь, не пытаясь исправить ситуацию, не поняв, что она вообще может быть исправлена, мы будем продолжать иметь дело с результатом влияния уставших взрослых на травмированных детей», — убеждена Яна Леонова.

Источник: http://http://changeonelife.ru/2017/07/11/kollektivnoe-bessoznatel-noe-pochemu-vy-puskniki-detskih-domah-ne-privy-kli-k-samostoyatel-nosti/

Другие новости
Упразднение детских домов в Казахстане прокомментировал министр.

20.01.2023
В Казахстане ведется работа по законодательному закреплению приемных профессиональных семей. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев ответил на вопрос, приведет ли это к упразднению детских домов, передает...
Наставником 15-летней воспитанницы детдома стал аким Жамбылской области.

20.01.2023
Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов посетил областной центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и поздравил его воспитанников с наступающим Новым годом, передает корреспондент МИА...
Патронат тәрбиешілер педагог санатына жатқызылмайтын болды.

20.01.2023
Бұған дейін патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру жоспарланған болатын. Қазақстанда патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру...
Установлен размер оплаты труда для патронатных воспитателей на 2023 год.

20.01.2023
В Положение о патронатном воспитании, утвержденное приказом Министра образования и науки от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании» внесено изменение. "26. Размер оплаты...
Костанайская семья потеряла 3 детей, а после усыновила 33 из детдома.

20.01.2023
Супруги рассказывают, что их мечта сбылась. В семье из Лисаковска (Костанайская область) 36 детей, из них трое биологических, а остальные – приемные. Но всех супруги считают родными, передает «Голос...
Дело по факту убийства новорожденного завели в Актобе.

20.01.2023
В отношении матери, оставившей тело новорожденного ребенка в коробке на улице, начато досудебное расследование по статье убийство, передает корреспондент МИА «Казинформ» со ссылкой на департамент полиции. Как...
Бросившую новорожденного ребенка мать нашли в Актобе.

20.01.2023
Как сообщалось ранее, возле многоэтажного дома по улице Г. Жубановой обнаружено тело ребенка в бумажной коробке. Об этом передает МИА «Казинформ» со ссылкой на Telegram-канал POLISIA.KZ. «В ходе оперативно-розыскных...
Парень спустя 15 лет нашел свою мать в Экибастузе.

20.01.2023
22-летний парень, оказавшийся в 2007 году в детском доме, спустя 15 лет смог найти свою мать в Экибастузе. Женщина была лишена родительских прав. Молодой казахстанец признался, что у него была цель - отыскать родного...