Есть такое понятие, как вторичное сиротство.

Есть такое понятие, как вторичное сиротство. Это когда приняв детей из интернатного учреждения в семью, по разным причинам, возвращают обратно. К сожалению, в последние годы случаи возвратов участились.  Перед приемом ребенка в семью, кандидаты в приемные родители обязаны проходить специальную подготовку, школу приемных родителей, где получают достаточный объем знаний, но к сожалению, должного эффекта от обучения пока нет.

Благие намерения, оборачиваются драмой, где страдают и приемные дети, и родители. Переживший возврат, ребенок получает сильнейшую травму, которая может отразится на его дальнейшей жизни. 

Как и в обычных семьях, приемные семьи сталкиваются с различного рода проблемами. Но, если обычная семья, сталкиваясь с определенными сложными ситуациями, например -болезнь ребенка, члена семьи, материальные трудности или сложности в воспитании…, то семья ищет пути решения проблем, то в приемной семье подобные ситуации дают обостренный эффект.

Первое знакомство с ребенком потенциальный приемный родитель получает из анкеты базы данных, информации работника учреждения, двух-трех посещений, где видит идеального ребенка. Здесь важно понимать, что, ребенок уже имеет непростой жизненный опыт, проживания в кровной семье, переживший разлуку с родителями, проживание в центре адаптации, и потом в большом коллективе детского дома, постоянная смена проживания, окружения, порядков, оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающим, опыт выживания и учит к неосознанной манипуляции.

Какие основные причины, приводящие к возвратам, и к чему должны быть готовы приемные семьи, принимая ребенка:

-Основной из причин, это когда родители сталкиваются со сложностями в поведении, бывают случаи, когда дети воруют, обманывают, агрессивны итд, родители не знают, что делать, как справится, повлиять на ребенка, отсюда идет эмоциональное выгорание приемных родителей. Многие считают, что особенности в поведении у приемных детей вызваны их плохой генетикой, когда как это является следствием определенных травмам, и опыта проживания которые дети получили в асоциальной кровной семье, разрыва с кровной семьей, и дальнейшем проживании в интернатных учреждениях.

— Переоценка своих сил и психологических возможностей, построенная на иллюзиях уверенность, что сложностей не будет, и должного обеспечения и любви будет достаточно. Многие приемные родители относятся к ШПР как к пустой трате времени, когда как обучаясь в ШПР кандидаты получают полезную информацию, что дает возможность взвесить свои силы и узнать о возможных трудностях;

-Недостаток знаний об умственных и физических возможностях детей;

-Определенные особенности здоровья, проявляющиеся в старшем возрасте;

-Сложности подросткового возраста;

-Отсутствие личного опыта воспитания кровных детей;

-Если в семью берут сразу несколько детей, то адаптационный период проходит не только сложнее, что приводит к тяжелейшей усталости;

-К возврату, приводит также, если детей берут с корыстными намерениями. Многие ошибочно считают, что пособие, выплачиваемое на содержание детей, или помощь благотворителей сможет улучшить материальное положение семьи. И в дальнейшем убедившись, что выплаты не так велики, и особой помощи от спонсоров нет, возвращают детей в детский дом.

-Несовершенная законодательная база, отсутствие профессионального сопровождения и профессионального подбора ребенка в семью, согласно возможностям приемных родителей;

-Бывают причиной возврата, может послужить развод приемных родителей или смерть одного из родителей. Что приводит к нехватке материальных и эмоциональных ресурсов;

— В некоторых случаях, приемные родители против того, чтобы дети общались с кровными родственниками, что влияет на взаимоотношения с детьми и кровные родственники провоцируют детей на уход из приемной. 

-Не редки случаи, когда возврат происходит по желанию приемных детей, в подростковом возрасте, которые настаивают на возвращении в детский дом, где у них остались друзья, и привычный образ жизни.

 — Если детей, когда они были маленькими на опеку брали близкие родственники, бабушки, и когда дети вырастают, не справляются со сложным поведением детей. 

— Сексуализированное поведение ребенка. Подобное поведение никакого отношения к сексу не имеет. Первопричина, это отсутствие внимания, заботы, любви, или состояние постоянного страха и внутренней тревоги, последствия определенных травм. 

— Могут всплыть травмы прошлого самих приемных, что будет влиять на выстраивание взаимоотношений с приемными детьми, и близкими людьми.

Приемные родители изначально должны понимать, что ребенок им не чем не обязан и возможных трудностей, и проблем не избежать. Нельзя требовать или ждать, благодарности или любви. Попадая в приемную семью, ребенок также переживает сильнейший стресс, где ему в очередной раз приходится проходить путь адаптации к новой среде, привыкать к новым порядкам, традициям, которые не всегда ему приятны, к членам семьи, друзьям, соседям, коллективу в школе… Для благополучного вливания в семью, и будущего, очень важно выстроить доверительные, дружеские взаимоотношения, приложить максимум усилий, чтобы ребенок доверял, чувствовал себя в безопасности.

Если, все-таки возникли сложности, не нужно стесняться просить о помощи, нужно обязательно обращаться к психологу или к приемным родителям с опытом. Замалчивание, оставление проблемы, приведет к серьезным обострениям в отношениях между ребенком и родителем.

На сегодняшний день просто необходимо создавать инфраструктуру, которая будет помогать приемным семьям. Нужны доступные службы поддержки семей, с социальными работниками, психологами, которые будут готовы помогать справляться и сопровождать приемные семьи.

Автор: Кабылбаев Мурат