В Казахстане появятся профессиональные семьи: что это значит
Чего от государства ждут семейства с приёмными детьми.
В селе Кенесары Бурабайского района Акмолинской области Казахстана живет необычная семья. Мурат и Орынбасар Кабылбаевы – родители тринадцати детей, один из которых – родной, остальных взяли из детских домов. Мурат убежден, что его семья, где двенадцать детей приемные, вполне обычная.
Мурат КАБЫЛБАЕВ работает в организации, призванной помочь усыновленным детям, а также тем семьям, которые берут детей из детских домов. Сотрудники фонда активно трудятся над тем, как решить проблемы, с которыми сталкиваются дети, лишенные попечения родителей.
Многодетный отец рассказал, что неправительственные организации более десяти лет на встречах разного уровня постоянно продвигают идею профессиональной приемной семьи в Казахстане. Мурат подводит итог этой работы:
— Вот, прошло уже десять лет, и наконец-то нас услышали, и уже предпринимаются какие-то шаги, действия в этом направлении, нам обещают принять долгожданный закон о профессиональной приемной семье.
Так, в Минпросвещения разработаны поправки в законопроект «Об образовании», предусматривающий создание в РК приемных профессиональных семей. Как пояснил министр просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВ, профессиональные семьи отличаются от патронатных тем, что в эти семьи можно принимать любого ребенка в любое время суток: «Раньше ребенок поступал в детский дом, лишь потом распределялся в семью. А теперь, как только будет принят закон, ребенок получит возможность сразу быть в семье».
Эта мера, по мнению министра, снизит «определенный стресс и адаптацию».
В чем же смысл принятия этого закона и чем он отличается от всех предыдущих программ? Мурат Кабылбаев подчеркивает:
— Весь мир на сегодняшний день отказывается от крупно-укомплектованных детских домов как от неэффективной формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Раньше я и сам не понимал, зачем это нужно. Ведь в детских домах создано хорошее обеспечение детей. Государство выделяет немалые средства на их содержание. Более того, не в каждой семье есть такие условия, которые имеются в детском доме. Я был во многих таких учреждениях, знаю не понаслышке.
Но, спустя время, я как практик понял, что помещение ребенка в крупно-укомплектованный детский дом это – преступление против детей, нарушение права ребенка жить и воспитываться в семье.
Имея собственную семью с большим количеством детей, взятых из детских домов, Кабылбаев пришел к пониманию:
— Каким бы ни был благополучным детский дом, какими бы прекрасными ни были созданные там условия, детский дом не может по определению дать ребенку то, что дает семья. Даже помещение ребенка в интернатное учреждение на кратковременное пребывание наносит ему сильнейшую психологическую травму. Могу это утверждать как практик, потому что в свою семью мы принимали детей в разные годы и у каждого из них было разное количество лет пребывания в детском доме. И чем дольше ребенок находится в детском доме, тем сложнее его выправить.
Практический опыт приемного родителя показывает, что на ребенка, который провел в детском доме год, у супружеской пары Кабылбаевых уходило от трех до шести лет, чтобы помочь ему справиться с пережитыми в детских домах травмами, «которые в нем сидят».
На сегодняшний день в Казахстане существуют такие формы, как опека, патронат и приемная семья. Но профессиональная приемная семья – это совсем иное. Когда ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации — его изымают из семьи, где он страдал, помещают в Центр адаптации несовершеннолетних (ЦАН), после которого переводят в детский дом, только потом он может уходить на усыновление, опеку или патронат.
Если внедряется профессиональная приемная семья, то сюда и распределяется ребенок, минуя ЦАН, потом он также будет принят на усыновление, опеку или патронат. Мурат Кабылбаев акцентирует, что в приоритете всегда будут стоять кровные родственники:
— Пока неясно, как это пропишут в законе. Если невозможен будет возврат в кровную семью или кровным родственникам, то только тогда ребенок будет уходить на усыновление, опеку или патронат.
Приемная семья должна быть нескольких форм – кратковременного содержания, долгосрочного содержания.
— Но я также считаю, что необходимы семьи, которые будут принимать детей с проблемами здоровья, детей с ограниченными возможностями. Когда мы говорим о создании и развитии института приемной семьи, мы забываем о том, что есть дети с ограниченными возможностями, которым тоже нужна забота, семья, внимание. И участь этой категории детей остается вне фокуса внимания общественности, — уверен Кабылбаев.
Коснулся Кабылбаев и еще одной острой проблемы: за последний год по статистике в Казахстане в несколько раз увеличился процент возврата детей, оставшихся без попечения родителей и поступивших из ЦАНов к кровным родственникам, родителям. Мурат Молдабекович предостерегает:
— Таких детей возвращают в кровные семьи, именно туда, откуда их когда-то забрали, лишив родителей прав опеки над собственными детьми. Здесь очень важно держать на контроле подобные семьи. Если семья находится в кризисе, если в ней есть какие-то проблемы, то в обязательном порядке эту семью нужно держать на контроле.
По мнению Кабылбаева, если родители были лишены родительских прав, но им вернули детей, и такие семьи будут оставаться без присмотра, то это может привести к страшным последствиям. Мурат Молдабекович делится своими тревогами:
— Нередко в неблагополучных семьях совершаются преступления в отношении несовершеннолетних. В последнее время мы все чаще узнаем, что в тех или иных семьях дети подвергаются физическому или сексуальному насилию. Почему это происходит? Именно потому, что семьи, находящиеся в кризисе, остаются бесконтрольными. Если мы сегодня возвращаем детей в кровные биологические семьи родителям, которые были лишены или ограничены в правах, и оставляем эти семьи без присмотра, то количество насилия в отношении детей будет увеличиваться.
Хорошая семья исправит любого ребенка
Виктория ЛЕВИНА, когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог и приходский психолог Вознесенского собора в Алматы, много лет работающая с детьми, поддерживает позицию Кабылбаева. Вместе с тем она призывает подойти к вопросу взвешенно и заниматься подготовкой профессиональных семей:
— Он остро ставит вопрос о профессиональных семьях, потому что он понимает важность возрастных особенностей детей, а также важность того, что есть дети с проблемами здоровья. Он также по опыту знает, что генетически обусловленные наклонности, задатки особенно хорошо преодолимы в большой семье – по примеру и подражанию старшим. И вот это профессиональное педагогическое и психологическое знание о развитии детей имеет немаловажный фактор, который бы исключал возврат детей, когда семьи берут из детского дома ребенка, не зная ничего о возрастных особенностях, потребностях, возможностях детской психики, физиологии и развитии детского мозга, а потом возвращают его в детский дом.
Вопрос профессиональности приемных семей однозначно важен, чтобы принимающие семьи были образованы и подготовлены ко всевозможным нюансам развития и роста ребенка в семье. Те семьи, которые по каким-то причинам лишены возможности завести собственных детей, порой боятся брать детей из детских домов. Но это от непонимания значения генетики и воспитания.
Генетика обуславливает примерно тридцать процентов ядра психофизиологии. Там формируется изначально база задатков и возможностей, которые нужно развивать, обучая ребенка. Просто так цветок не вырастет. Его нужно поливать, окучивать, за ним нужно ухаживать, не говоря уже о детях, развитием которых нужно заниматься. Многие родители боятся, что ребенок станет алкоголиком, наркоманом, или у ребенка будет склонность к агрессии.
Даже если подобное будет иметь генетическую обусловленность, то, когда ребенок попадет в здоровую, жизнерадостную, спортивную, активную семью, имеющую хороший, здоровый уклад, правильные направления, то в этом случае отрицательные генетические предрасположенности не сработают, потому что воспитание играет несравненно большую роль.
Но если родитель не знает основ возрастных возможностей и потребностей ребенка, то он начинает списывать на «дурную генетику» все его нежелательные проявления поведения. На самом деле это происходит от незнания потребностей ребенка в разном возрасте и возможностей его развития. Поэтому столь актуален вопрос профессиональности приемных семей, — заключила психолог.
Фото: из личного архива Мурата Кабылбаева.
Источник: https://ratel.kz/outlook/v_kazahstane_pojavjatsja_professionalnye_semi_chto_eto_znachit